Как проводятся проверки по охране труда в Республике Беларусь?

Данная статья дает полную информацию о всех этапах, из которых состоит проверка по охране труда.

Уведомление о предстоящей проверке.

В п. 22 Инструкции определено, что о назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. При этом в данный срок не включены 3 дня, необходимые для доставки уведомления проверяемому субъекту. Уведомление, направленное по последнему известному Департаменту месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления. В связи с этим должностные лица Департамента обязаны направлять уведомления о назначении плановой проверки не позднее 10 рабочих дней плюс 3 календарных дня до начала проверки.

 

Рассматриваемое уведомление должно соответствовать форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь, и быть подписано начальником областного, Минского городского управления (лицом, исполняющим его обязанности).

Перенос сроков проведения проверки.

Проверяемый субъект вправе ходатайствовать о переносе срока проведения плановой проверки. Такое ходатайство оформляется в форме заявления с указанием причин, препятствующих проведению плановой проверки. Заявление подается не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления о назначении плановой проверки в адрес начальника областного, Минского городского управления либо лицу, исполняющему его обязанности.
Соответствующее должностное лицо вправе принять решение о переносе срока проведения плановой проверки. Решение о переносе либо об отказе в переносе срока проведения плановой проверки принимается не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта.
По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только один раз и только в течение календарного месяца, указанного в координационном плане.

Право участвовать в проверке.

Из содержания п. 26 Инструкции следует, что должностное лицо Департамента не имеет права участвовать в проверке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
— если оно является учредителем (акционером, участником, членом) либо работником проверяемого субъекта;

  1. если оно является близким родственником проверяемого субъекта (если проверяемый субъект является физическим лицом), учредителя (акционера, участника, члена) или работника проверяемого субъекта;
  2. если оно являлось работником проверяемого субъекта в течение срока менее 3 лет до дня начала проверки;
  3. если имеются другие обстоятельства, которые могут вызвать прямую или косвенную заинтересованность в результатах проверки.

Внесение сведений в книгу учета проверок.

Перед началом проведения проверки согласно п. 29 Инструкции должностное лицо Департамента — проверяющий (руководитель проверки) — обязано предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления).
В случае непредставления (отсутствия) книги учета проверок проверяющий заносит соответствующую информацию в акт или справку проверки. При этом следует отметить, что акт или справка оформляются по результату проверки, тогда как сведения в книгу учета проверок должны быть внесены перед началом проведения проверки. На наш взгляд, указанная норма защищает в большей степени права проверяемого субъекта, чем проверяющего, поскольку в случае предоставления книги проверок в ходе проведения проверки (но уже после ее начала) проверяющий будет поставлен в положение, прямо не урегулированное Инструкцией. Полагаем, в таком случае должностное лицо Департамента вправе составить соответствующий акт с указанием причин невнесения записи в книгу, затребовать объяснения у должностных лиц проверяемого субъекта и другими способами зафиксировать правомерность своих действий.
В отличие от ранее действующего порядка внесения записей в книгу учета проверок согласно Инструкции запись о начале и завершении совместной проверки, сведения о ее результатах вносятся под одним порядковым номером каждым контролирующим (надзорным) органом, участвующим в совместной проверке. При этом номер проставляет только первый из проверяющих органов, а остальные вносят записи без проставления номера.
Законодательством не определено, как следует вносить запись в случае разрыва номера, например, когда после внесения одним из контрольных (надзорных) органов записи о проведении плановой совместной проверки другой контрольный (надзорный) орган внес запись о начале проведения внеплановой проверки в течение месяца, определенного координационным планом, в то время как другой контрольный (надзорный) орган, указанный в координационном плане, не внес запись о начале проверки.
После начала проверки уполномоченное должностное лицо Департамента знакомит проверяемого субъекта или его представителя с перечнем вопросов, подлежащих проверке. При этом оно обязано уточнить, каким из контролирующих (надзорных) органов ранее проверялись вопросы, подлежащие проверке.

Продление сроков проведения проверки.

Срок проверки может быть однократно продлен по решению директора Департамента (лица, исполняющего его обязанности), но не более чем на 15 рабочих дней, при наличии значительного объема документов, подлежащих проверке, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий (инвентаризаций, исследований и др.).

Приостановление проведения проверки.

Проверка может быть приостановлена при наличии следующих обстоятельств:

  1. проведение исследований (испытаний) или экспертизы, направленных на установление фактов для целей проверки;
  2. необходимость восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки;
  3. направление запроса в компетентные органы, в том числе иностранных государств;
  4. необходимость получения проверяемым субъектом документов и сведений, истребованных должностным лицом Департамента, за пределами Республики Беларусь;
  5. невозможность продолжения проверки из-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной нетрудоспособности, а также по иной причине представителя проверяемого субъекта.

Содержание проверки.

Примерный перечень вопросов, подлежащих проверке при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда:

  • Наличие и содержание организационно-распорядительной документации и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда. Назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда.
  • Отстранение от работы работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не прошедших инструктаж, проверку знаний по охране труда, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающих безопасность труда, не прошедших медицинский осмотр в случаях, предусмотренных законодательством.

    Включение в гражданско-правовой договор существенных (обязательных) условий, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».

    Прием, перевод, перемещение работников, а также прекращение трудовых правоотношений.

    Обеспечение исполнения нормативных правовых актов в сфере применения контрактной формы найма.

    Ведение, хранение и выдача трудовых книжек работников.

    Своевременность выплаты заработной платы. Выплата заработной платы не ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, а также в части порядка применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

    Оплата за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни, компенсация за работу в выходной день, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими.

    Предоставление работникам трудовых и социальных отпусков.

    Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий.

    Порядок привлечения работников к материальной ответственности.

    Выполнение требований законодательства по соблюдению трудовой дисциплины.

    Условия трудовых договоров (контрактов).

    Рабочее время и время отдыха.

    Предоставление гарантий и компенсаций.

    Предоставление дополнительных гарантий, установленных законодательством, при заключении (продлении) контрактов с отдельными категориями работников.

    Правомерность и порядок отстранения работников от работы.

    Разработка и внедрение процедур, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности.

    Осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда, распространяющихся на деятельность организации.

    Предоставление работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обеззараживающих средств в соответствии с установленными нормами.

    Выделение финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, планами мероприятий по охране труда профилактики производственного травматизма, улучшения условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников.

    Обеспечение безопасности при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов, химических веществ, а также эффективной эксплуатации средств коллективной защиты и применение средств индивидуальной защиты.

    Соблюдение требований охраны труда при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности.

    Осуществление подготовки (обучения), инструктажа, переподготовки, стажировки, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

    Информирование работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующих рисках повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда.

    Обеспечение в установленном законодательством порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, разработки и реализации мер по их профилактике.

    Регулирование трудовых отношений отдельных категорий работников (руководителей организаций, женщин, работников, имеющих семейные обязанности, молодежи, инвалидов, работников с неполным рабочим временем, временных работников, сезонных работников, работников-надомников, домашних работников, совместителей, работников отдельных отраслей экономики и отдельных профессий).

 

Найти свою организацию в плане проверок!

<< Вернуться на предыдущую страницу