Порядок проведения внеплановых проверок по охране труда в РБ

Порядок проведения внеплановых проверок по охране труда описан в данной статье.

Внеплановые проверки могут назначаться:

  • по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь;
  • Председателем Комитета государственного контроля и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции;
  • Генеральным прокурором и его заместителями в пределах компетенции;
  • директором Департамента и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции Департамента.

Основания для назначения внеплановой проверки:

Основаниями назначения внеплановой проверки могут выступать наличие у Департамента информации, в том числе полученной от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты.
При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, заявитель (в том числе руководитель, другой представитель государственного органа, иной организации) должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов. В случае последующего отказа заявителя дать свидетельские показания в отношении указанных нарушений или фактов либо неподтверждения в результате проведенной проверки таких нарушений или фактов проверяемый субъект вправе потребовать в судебном порядке от заявителя возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию.

Департамент не назначает проверок по анонимным заявлениям, поскольку они не являются основанием для проведения внеплановых проверок.
Достаточно распространенной формой является коллективное обращение работников, чьи права нарушаются. Направление коллективных обращений в большей мере защищает права отдельного работника, поскольку в таком случае под обращением подписывается весь или часть коллектива. В свою очередь даже на коллективные обращения распространяются ограничения, предусмотренные законодательством в части назначения проверок, а следовательно, при направлении коллективного обращения весь коллектив (или его часть) должен представить документы, подтверждающие нарушения или факты, указанные в обращении, либо дать письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении указанных нарушений или фактов.
Предписания на проведение внеплановых проверок, назначаемых по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, Председателем Комитета государственного контроля и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции, Генеральным прокурором и его заместителями в пределах компетенции, подписываются директором Департамента (лицом, исполняющим его обязанности) и направляются в структурное подразделение Департамента, на которое возлагается проведение внеплановой проверки.

Порядок проведения внеплановой проверки

Порядок проведения внеплановой проверки отличается от порядка проведения плановой проверки незначительно. Однако в случае проведения внеплановой проверки Департамент не обязан предупреждать проверяемый субъект заранее. Перечень вопросов будет отличаться от перечня, установленного для плановой проверки, и будет определяться исходя из основания ее назначения. Кроме того, проверяемый субъект теряет право на ходатайство о переносе срока проверки.

При проведении внеплановой проверки изучаются исключительно факты, изложенные в поручении уполномоченного должностного лица либо в обращении физического лица. Перечень вопросов, подлежащих проверке, указывается в предписании на ее проведение.По результатам проведенной проверки уполномоченному должностному лицу (заявителю) дается ответ в порядке, определенном законодательством.
При рассмотрении обращения гражданина в случае невозможности принятия решения по результатам проверки в сроки, установленные законодательством о рассмотрении обращений граждан, заявителю дается промежуточный ответ о проведении Департаментом проверки по фактам, изложенным в его обращении, О принятом решении по результатам проведения проверки заявитель информируется дополнительно. В случае принятия решения об отказе в проведении проверки структурным подразделением Департамента заявителю направляется разъяснение в порядке, установленном законодательством о рассмотрении обращений граждан.

В соответствии с п. 84 Инструкции начальником областного, Минского городского управления (лицом, исполняющим его обязанности) внеплановые проверки могут назначаться по следующим основаниям:

  • реорганизация проверяемого субъекта, решение иностранной организации о прекращении деятельности открытого ею представительства на территории Республики Беларусь, проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства);
  • проведение дополнительной проверки;
  • поручение органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);
  • получение доказательств по делу об административном правонарушении;
  • расследование причин несчастных случаев на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний;
  • проведение контрольной проверки;
  • заявление проверяемого субъекта.

 

Найти свою организацию в плане проверок!

<< Вернуться на предыдущую страницу