С учетом того что Указом № 376 мониторинг отнесен к мерам профилактического и предупредительного характера, изменен механизм действий контролирующих (надзорных) органов при его проведении (определен Положением о порядке проведения мониторинга, утвержденным Указом № 510).
Так, после 1 января 2018 г. при обнаружении в ходе мониторинга нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, должностное лицо контролирующего (надзорного) органа не вправе будет вынести требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования.
В этих случаях должностным лицом контролирующего (надзорного) органа выносится:
- предложение о приостановлении деятельности до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) предложения;
- требование (предписание) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений, послуживших основанием вынесения такого требования (предписания).
О принятом на основании предложения о приостановлении деятельности решении проверяемый субъект информирует контролирующий (надзорный) орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого предложения. В случае принятия субъектом решения о нецелесообразности приостановления деятельности контролирующий (надзорный) орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении такого приостановления (согласно п. 8 Указа № 376 контролирующие (надзорные) органы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с таким заявлением).
При этом Указом № 376 установлено, что приостановление (запрет) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств может применяться контролирующим (надзорным) органом только в случае, когда такие полномочия контролирующего (надзорного) органа прямо установлены законодательными актами.