Указом № 376 уточняются обязанности должностных лиц контролирующих (надзорных) органов и их ответственность за превышение своих полномочий и нарушение обязанностей.
В этих целях установлен перечень грубых нарушений требований Указа № 510, совершенных должностным лицом данных органов, которые рассматриваются как ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и могут повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.
Так, к грубым нарушениям требований Указа № 510, совершенным должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, относятся:
- невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при представлении этой книги (журнала);
- отсутствие оснований назначения проверки;
- превышение установленных сроков проведения проверки;
- проверка выполнения требований законодательства, если такие требования не относятся к компетенции контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку;
- требование от проверяемого субъекта представления документов и (или) информации, если они не относятся к вопросам, указанным в предписании на проведение проверки;
- отбор проб и образцов для проведения исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз в количестве, превышающем установленные законодательством нормы, необходимые для проведения таких исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз;
- непредставление проверяемому субъекту или его представителю акта (справки) проверки в порядке и сроки, определенные в Положении о порядке организации и проведения проверок, утвержденном Указом № 510.
Согласно п. 4 Указа № 376 совершение указанных нарушений влечет наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин.
При этом за невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при представлении этой книги (журнала) либо нарушение установленного порядка назначения проверки, в т.ч. ее необоснованное назначение, п. 4 Указа № 376 предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин.
Составлять протоколы о данных административных правонарушениях предоставлено право уполномоченным должностным лицам органов КГК и прокурорам, а рассматривать дела – органам КГК (при составлении протоколов уполномоченными должностными лицами этих органов), районному (городскому) суду (в случае составления протоколов прокурорами).
Кроме того, п. 6 Указа № 376 установлено, что виновные деяния должностных лиц, выразившиеся в ненадлежащем или несвоевременном выполнении норм Указа № 510, повлекшем причинение ущерба государственной собственности либо существенного вреда государственным или общественным интересам, при наличии оснований влекут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом.
Сферы ответственности по контролю (надзору) за выполнением Указа № 510
Указом № 376 пересмотрены сферы ответственности КГК и Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров по контролю (надзору) за выполнением Указа № 510 контролирующими и надзорными органами.
Так, согласно п. 28 Указа № 510 (в редакции Указа № 376) контроль за выполнением Указа № 510 контролирующими и надзорными органами возложен на КГК, а надзор за выполнением настоящего Указа контролирующими и надзорными органами – на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров.