С учетом того что Указом № 376 мониторинг отнесен к мерам профилактического и предупредительного характера, изменен механизм действий контролирующих (надзорных) органов при его проведении (определен Положением о порядке проведения мониторинга, утвержденным Указом № 510). Так, после 1 января 2018 г. при обнаружении в ходе мониторинга нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, должностное лицо контролирующего (надзорного) органа не вправе будет вынести [...] Читать дальше
Каков порядок проведения проверок в Республике Беларусь?
Опубликовано: 17 декабря 2019
Согласно п. 232 Указа № 510 (в редакции Указа № 376) формирование предписаний на проведение проверок и их регистрация (учет) будут осуществляться централизованно в рамках интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (далее — ИАС КНД). Вместе с тем данная норма вступит в силу только после соответствующей доработки этой системы (абз. 2 п. 15 Указа № 376). Кроме того, в целях совершенствования организации и проведения проверок Указом № 376 внесены необходимые изменения в Положение о порядке [...] Читать дальше
Какая ответственность у должностных лиц контролирующих органов?
Опубликовано: 17 декабря 2019
Указом № 376 уточняются обязанности должностных лиц контролирующих (надзорных) органов и их ответственность за превышение своих полномочий и нарушение обязанностей. В этих целях установлен перечень грубых нарушений требований Указа № 510, совершенных должностным лицом данных органов, которые рассматриваются как ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и могут повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности. Так, к грубым нарушениям требований Указа № 510, совершенным должностным [...] Читать дальше
Виды проверок, при которых Указ № 510 не применяется
Опубликовано: 17 декабря 2019
Указом № 376 внесены изменения в перечень сфер контроля, на которые не распространяются требования Указа № 510 (п. 23 Указа № 510 в редакции Указа № 376). Так, из данного перечня исключено осуществление полевых мероприятий за обеспечением рыбоводными организациями сохранности рыбы, содержащейся в прудах этих организаций. Одновременно в перечень не регулируемых Указом № 510 сфер включены: контрольные мероприятия для подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, [...] Читать дальше
Права контролирующих (надзорных) органов при осуществлении контроля (надзора) за соблюдением законодательства о лицензировании
Опубликовано: 17 декабря 2019
Согласно Указу № 376 после 1 января 2018 г. контролирующий (надзорный) орган, выявивший нарушения, относимые законодательными актами и постановлениями Совета Министров к грубым, будет уполномочен только обратиться в экономический суд области (г. Минска) с иском о ликвидации субъекта, если иное не предусмотрено законодательными актами. При этом у данного контролирующего (надзорного) органа уже не будет права на внесение в связи с этим в лицензирующий орган представления о прекращении действия специального разрешения (лицензии), выданного лицу, [...] Читать дальше
За какой период могут проверить организацию?
Опубликовано: 17 декабря 2019
По общему правилу период проверки ограничен тремя календарными годами, предшествующими году принятия решения о назначении проверки, и истекшим периодом текущего года (п. 13 Указа № 510). Однако в ряде случаев (установлены в ч. 2 п. 13 Указа № 510) такое ограничение не применяется. Указанным сроком, в частности, не ограничивались проверки соблюдения налогового законодательства, а также проверки по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Так, в частности, период [...] Читать дальше
Что такое мероприятия технического (технологического, поверочного) характера?
Опубликовано: 17 декабря 2019
Указом № 376 уточнено, что к мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера в т.ч. относятся действия контролирующих (надзорных) органов по оценке соблюдения юридическими и физическими лицами требований актов законодательства, в т.ч. обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, по обеспечению исправного состояния и правил эксплуатации машин и механизмов при осуществлении строительной деятельности (строительства), проектировании и проведении строительно-монтажных работ. Таким образом, с [...] Читать дальше
В каких случаях назначаются и как проводятся внеплановые проверки?
Опубликовано: 17 декабря 2019
Существенные изменения коснулись порядка назначения и проведения внеплановых проверок. 1. Ограничен круг вопросов, которые могут быть проверены в рамках внеплановой проверки Так, согласно части первой п. 11 Указа № 376 в ходе внеплановой проверки подлежат изучению только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов и послужившие основанием для назначения данной проверки. 2. Ограничена периодичность проведения внеплановых проверок В соответствии с частью второй п. 11 [...] Читать дальше
Кто из государственных органов имеет право проводить проверки?
Опубликовано: 17 декабря 2019
Согласно Указу № 376 полномочиями на осуществление государственного контроля (надзора) с 1 января 2018 г. будут наделены только государственные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства на осуществление контроля (надзора). При этом Указом № 376 установлен запрет на: делегирование указанными органами своих контрольных (надзорных) полномочий иным юридическим лицам и [...] Читать дальше
Новые формы осуществления контроля (надзора) госорганами
Опубликовано: 17 декабря 2019
Указом № 376 пересмотрены формы осуществления контролирующими (надзорными) органами государственного контроля (надзора). Во-первых, предусмотрен уход от системы плановых проверок. Вместо них будут осуществляться выборочные проверки при условии их включения в план выборочных проверок, формирование которого возложено на Комитет госконтроля. В отличие от плановых, необходимость проведения выборочных проверок будет определяться с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на [...] Читать дальше