В каких случаях назначаются и как проводятся внеплановые проверки?

Существенные изменения коснулись порядка назначения и проведения внеплановых проверок.

1. Ограничен круг вопросов, которые могут быть проверены в рамках внеплановой проверки

Так, согласно части первой п. 11 Указа № 376 в ходе внеплановой проверки подлежат изучению только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов и послужившие основанием для назначения данной проверки.

2. Ограничена периодичность проведения внеплановых проверок

В соответствии с частью второй п. 11 Указа № 376 проведение нескольких внеплановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года контролирующим (надзорным) органом, его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) допускается только по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров, председателя КГК (его заместителей, председателей КГК областей, начальников управлений Департамента финансовых расследований КГК по областям, по Минской области и г. Минску), Генерального прокурору (его заместителями, прокурорами областей, г. Минска), а также руководителями иных контролирующих (надзорных) органов либо одним из уполномоченных ими заместителей (исключение – дополнительные проверки).

3. Ограничены полномочия на назначение внеплановых проверок

После 1 января 2018 гправо назначать (давать поручение) внеплановые проверки утрачивают:

  • Премьер-министр. Вместе с тем данные полномочия появятся у Совета Министров, но только в отношении конкретного проверяемого субъекта;
  • Министр антимонопольного регулирования и торговли, его заместители в части назначения проверок для оперативного выявления и пресечения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании.

4. Сокращены основания для назначения внеплановых проверок

Сокращен ряд оснований для назначения внеплановой проверки в период действия моратория на проведение проверок.

Так, после вступления в силу Указа № 376 внеплановые проверки в течение указанного моратория не могут быть назначены:

  • КГК (либо по его поручению) при наличии у него информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве либо совершении сделок (операций) с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства;
  • по поручению руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования по находящимся в их производстве материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании террористической деятельности, а также в отношении субъектов, включенных в реестр, и иных субъектов при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
  • при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора, государственного надзора за соблюдением промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств, государственного контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира;
  • для соблюдения обязательных требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;
  • для подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • по вопросам соблюдения проверяемым субъектом порядка осуществления оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства (торговой посреднической деятельности);
  • для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям (встречная проверка);
  • для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки (контрольная проверка);
  • в рамках дополнительной проверки для изучения дополнительных вопросов по материалам, поступившим в органы уголовного преследования, суды.
  • по заявлению проверяемого субъекта.

Одновременно Указом № 376 в качестве дополнительного основания для назначения внеплановой проверки в течение моратория определены случаи установления инфекционного заболевания, связанного с деятельностью проверяемого субъекта.

По истечении срока действия моратория в соответствии с Указом № 376 основанием для назначения внеплановой проверки не будут являться:

  • значительный рост (не менее чем в 2 раза в календарном году) показателей аварийности и подтвержденное документально ухудшение транспортной дисциплины водителей проверяемого субъекта, выполняющего перевозки;
  • реорганизация проверяемого субъекта;
  • поручение органов уголовного преследования по находящимся в их производстве материалам;
  • необходимость получения доказательств по делу об административном правонарушении;
  • необходимость подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • необходимость проверки восстановленных проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, представленных в налоговый орган в течение сроков, определенных налоговым законодательством;
  • необходимость проведения государственного надзора за эксплуатацией потенциально опасных объектов;
  • необходимость проверки соблюдения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;
  • необходимость проведения встречной проверки;
  • необходимость проверки факта неосуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних шести месяцев подряд (в целях признания задолженности такого субъекта безнадежным долгом и ее списания);
  • необходимость проведения контрольной проверки;
  • заявление проверяемого субъекта.

Уточнено, что только при наличии у контролирующего (надзорного) органа информации, в т.ч. полученной от правоохранительного, иного государственного органа, иностранного государства, другой организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц, могут быть назначены внеплановые проверки для:

  • оперативного пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности (за исключением случаев проведения проверок на автомобильных дорогах по вопросу соблюдения законодательства, регулирующего порядок приобретения, транспортировки и перемещения товарно-материальных ценностей, а также проверяемых субъектов, осуществляющих розничную торговлю на торговых местах на рынках и в палатках, расположенных на рынках);
  • проведения государственного контроля (надзора) в части обеспечения безопасности выпускаемой или находящейся в обращении продукции.
  • Следует отметить, что по ряду сокращенных оснований для назначения внеплановых проверок контролирующие (надзорные) органы смогут проводить контрольные мероприятия без включения их в план выборочных проверок. Это вызвано тем, что ряд таких мероприятий выведен из-под действия Указа № 510. К ним относятся:
  • контрольные мероприятия для подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • проверки восстановленных проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, представленных в налоговый орган в течение сроков, определенных налоговым законодательством;
  • контрольные мероприятия для подтверждения устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе проверки или мониторинга;
  • контрольные (надзорные) мероприятия по заявлению проверяемого субъекта;
  • проверки при реорганизации проверяемого субъекта;
  • проверки факта неосуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних 6 месяцев подряд (в целях признания задолженности такого субъекта безнадежным долгом и ее списания).

5. Существенные изменения внесены в порядок назначения и проведения внеплановых тематических оперативных проверок

Во-первых, сокращен перечень органов, имеющих право проводить такие проверки.

Так, с 1 января 2018 г. право назначать и проводить внеплановые тематические оперативные проверки утрачивают Минприроды, а также Транспортная инспекция Минтранспорта и коммуникаций и ее филиалы.

Упразднена исключительная компетенция Нацбанка проводить внеплановые тематические оперативные проверки по вопросам соблюдения законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

Во-вторых, сокращены основания для назначения внеплановых тематических оперативных проверок. Так, после 1 января 2018 г. они не могут быть назначены для проверки вопросов соблюдения проверяемыми субъектами:

  • законодательства в области порядка расчетов наличными денежными средствами;
  • правил осуществления розничной торговли и общественного питания, бытового и иных видов обслуживания потребителей;
  • требований о наличии документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, их отпуск в места реализации;
  • правил пользования средствами измерений при осуществлении торговли товарами и расчетов между покупателем и продавцом;
  • нормативов в области охраны окружающей среды;
  • обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве) и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;
  • обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при перевозке опасных грузов;
  • законодательства в области транспортной деятельности, требований безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта (включая наличие установленных законодательством сопроводительных документов, техническое состояние транспортных средств).

При этом Указом № 376 установлен запрет на расширение проверяющими перечня вопросов, подлежащих проверке в ходе внеплановых тематических оперативных проверок (п. 84 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510; далее – Положение о проверках).

В-третьих, Указом № 376 сокращен перечень случаев, когда в предписании на проведение внеплановой тематической оперативной проверки может не указываться наименование проверяемого субъекта, в отношении которого проводится проверка. Так, из этого перечня исключены случаи проведения проверок:

  • соблюдения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при перевозке опасных грузов;
  • на автомобильных дорогах, улицах населенных пунктов, не отнесенных в установленном порядке к автомобильным дорогам, по вопросу соблюдения законодательства в области транспортной деятельности, требований безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта (включая наличие транспортных и иных установленных законодательством документов, техническое состояние транспортных средств);
  • на объектах строительства (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитального ремонта и благоустройства) по вопросу соблюдения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве) и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности.

Таким образом, после 1 января 2018 г. в предписании на проведение внеплановой тематической оперативной проверки может не указываться наименование проверяемого субъекта, в отношении которого проводится проверка, только в случаях проведения проверок:

  • на автомобильных дорогах по вопросу соблюдения законодательства, регулирующего порядок приобретения, транспортировки и перемещения товарно-материальных ценностей;
  • проверяемых субъектов, осуществляющих розничную торговлю на торговых местах на рынках и в палатках, расположенных на рынках (п. 85 Положения о проверках).

В-четвертых, сокращена периодичность проведения внеплановых оперативных тематиче­ских проверок одним и тем же контролирующим (надзорным) органом (его структурным подразделением, территориальным органом, подчиненной организацией) на одной и той же территории с одного раза в месяц до одного раза в 3 месяца (п. 87 Положения о проверках).

При этом с 1 января 2018 г. право дать поручение о проведении такой проверки чаще одного раза в три месяца утратит Премьер-министр. Вместе с тем данные полномочия появятся у Совета Министров (п. 87 Положения о проверках).

<< Вернуться на предыдущую страницу