Каков порядок проведения проверок в Республике Беларусь?

Согласно п. 23Указа № 510 (в редакции Указа № 376) формирование предписаний на проведение проверок и их регистрация (учет) будут осуществляться централизованно в рамках интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (далее — ИАС КНД).

Вместе с тем данная норма вступит в силу только после соответствующей доработки этой системы (абз. 2 п. 15 Указа № 376).

Кроме того, в целях совершенствования организации и проведения проверок Указом № 376 внесены необходимые изменения в Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом № 510 (далее — Положение о проверках). При этом некоторые из них носят принципиальный характер.

1. Приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования может быть осуществлено только по решению суда.

Установлено, что в случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, контролирующим (надзорным) органом может вручаться (направляться):

  • предложение о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования (п. 5 и 74 Положения о проверках).

О принятом на основании данного предложения решении проверяемый субъект информирует контролирующий (надзорный) орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого предложения. В случае принятия проверяемым субъектом решения о нецелесообразности приостановления деятельности контролирующий (надзорный) орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении такого приостановления (согласно п. 8 Указа № 376 контролирующие (надзорные) органы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с таким заявлением);

  • требование (предписание) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений, послуживших основанием вынесения такого требования (предписания) (п. 74 Положения о проверках).

Указанные предложение и требование (предписание) выносятся в день выявления нарушений с указанием срока приостановления (запрета) и срока информирования контролирующего (надзорного) органа, проводившего проверку, об устранении нарушений, повлекших вынесение данного предложения, требования (предписания) и вручается либо направляется заказным письмом с уведомлением о получении не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления нарушений, проверяемому субъекту или его представителю.

2. Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие вправе будут требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые, помимо того что относятся к вопросам, подлежащим проверке, субъект обязан иметь (вести, составлять) в соответствии с законодательными актами (п. 6 Положения о проверках).

3. По результатам встречной проверки меры ответственности в отношении контрагента или третьих лиц проверяемого субъекта применяться не будут (п. 25 Положения о проверках).

4. Установлена обязанность проверяемого субъекта:

  • подтверждать устранение им нарушений, установленных в ходе проведения проверки, соответствующими документами (прилагаются к письменному сообщению контролирующему (надзорному) органу, проводившему проверку, направляемому в сроки, установленные в требовании (предписании) об устранении этих нарушений);
  • предоставлять контролирующему (надзорному) органу, проводившему проверку, возможность удостовериться на месте в устранении нарушений (п. 73 и 74 Положения о проверках).

5. Право обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц предоставлено каждому лицу (а не только проверяемому субъекту), если такое лицо полагает, что эти решения, требования (предписания) или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы (п. 78 Положения о проверках).

6. По поручениям органов уголовного преследования проверки могут быть назначены только по возбужденному уголовному делу, а судов – по находящимся в их производстве делам (п. 93 Положения о проверках).

Одновременно Указом № 376, в т.ч. в связи с упразднением ведомственного контроля, изменен порядок проведения таких проверок.

Так, с 1 января 2018 г. органы уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также суды по находящимся в их производстве делам вправе будут поручить проведение проверки контролирующим (надзорным) органам, за исключением органов КГК, в соответствии с их компетенцией, определенной в Перечне контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденном Указом № 510.

В свою очередь, такие проверки по вопросам, не входящим в компетенцию контролирующих (надзорных) органов, определенную перечнем контролирующих (надзорных) органов, будут проводиться Минфином и его территориальными органами. Исключение – проверки финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов, в т.ч. по вопросам правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, которые могут проводиться подразделениями документальных проверок органов финансовых расследований по поручениям Департамента финансовых расследований КГК, управлений этого Департамента по областям, по Минской области и г. Минску по возбужденному уголовному делу.

При этом Минфину и его территориальным органам при необходимости предоставлено право привлекать в установленном порядке к участию в таких проверках представителей контролирующих (надзорных) органов в пределах их компетенции, за исключением органов КГК, а также специалистов и экспертов, в т.ч. республиканских органов государственного управления, других государственных организаций. Государственные органы, иные организации в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса о привлечении представителей, специалистов, экспертов обязаны будут предоставить их кандидатуры.

Напомним, что согласно действующему порядку такие проверки проводятся:

  • государственными органами, иными государственными организациями, республиканскими государственно-общественными объединениями, структурными подразделениями этих государственных органов в отношении организаций и объединений, подчиненных этим органам, организациям и объединениям;
  • контролирующими (надзорными) органами, за исключением органов Комитета госконтроля, в соответствии с их компетенцией;
  • центральным аппаратом Минфина – государственных органов и руководящих органов общественных объединений;
  • Минфином и его территориальными органами по вопросам, не входящим в компетенцию контролирующих (надзорных) органов. Исключение – проверки финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов, в т.ч. по вопросам правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, которые могут проводиться подразделениями документальных проверок органов финансовых расследований по поручениям Департамента финансовых расследований КГК, управлений этого Департамента по областям, по Минской области и г. Минску по возбужденному уголовному делу.

Также Указом № 376 с 3 до 5 дней со дня получения поручения на проведение такой проверки увеличен срок, в течение которого руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель должен принять решение о назначении (неназначении) проверки и сообщить об этом органу, давшему поручение на ее проведение (п. 93Положения о проверках).

Найти свою организацию в плане проверок!

<< Вернуться на предыдущую страницу