Новые формы осуществления контроля (надзора) госорганами

Указом № 376 пересмотрены формы осуществления контролирующими (надзорными) органами государственного контроля (надзора).

Во-первых, предусмотрен уход от системы плановых проверок. Вместо них будут осуществляться выборочные проверки при условии их включения в план выборочных проверок, формирование которого возложено на Комитет госконтроля.

В отличие от плановых, необходимость проведения выборочных проверок будет определяться с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами контроля.

При назначении выборочной проверки будут также учитываться информация, представленная проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии), а также полученная в ходе осуществления профилактических и предупредительных мер или от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, от судов по находящимся в их производстве делам или от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица.

В связи с этим Указом № 376 изменена периодичность проведения таких проверок.

Так, в отличие от плановой, выборочная проверка одного и того же проверяемого субъекта как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) может быть проведена не чаще одного раза в 3 календарных года.

Также со вступлением в силу Указа № 376 будет отсутствовать возможность в рамках проведения плановой проверки организации осуществить плановую проверку обособленного подразделения по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки этого обособленного подразделения.

Одновременно Указом № 376 урегулирована ситуация, когда субъект, подлежащий проверке в соответствии с планом выборочных проверок, реорганизован до начала ее проведения.

В этом случае контролирующий (надзорный) орган, запланировавший проверку, либо иной контролирующий (надзорный) орган, входящий в состав (систему) соответствующего государственного органа, ответственного за формирование сводных планов проверок, не позднее месяца, следующего за месяцем начала проверки, указанным в плане, вправе назначить и провести выборочную проверку в отношении юридического лица – правопреемника без внесения изменений в план выборочных проверок (п. 13 Указа № 510 в редакции Указа № 376).

В свою очередь, плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и не имеющих фактов нарушений законодательства (независимо от отнесения их к группам риска), сейчас могут проводиться одним и тем же контролирующим (надзорным) органом и его структурным подразделением (территориальным органом, подчиненной организацией) не чаще одного раза в 5 календарных лет.

Во-вторых, упраздняется ведомственный контроль (Указ Президента Республики Беларусь от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» согласно п. 9 Указа № 376 признается утратившим силу).

С 1 января 2018 г. управление государственными органами, подчиненными (подотчетными) Президенту Республики Беларусь и Правительству, облисполкомами (Мингорисполкомом) деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему) организаций будет осуществляться посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных (входящих в состав (систему) организаций и выработкой предложений по ее повышению (п. 2 Указа № 376).

Таким образом, с 1 января 2018 г. государственный контроль (надзор) будет осуществляться только в формах:

  • выборочных проверок;
  • внеплановых проверок;
  • мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;
  • мер профилактического и предупредительного характера,

к которым согласно части пятой п. 3 Указа № 510 относятся:

  • проведение мониторинга, направление рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;
  • проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
  • информирование субъектов (включая использование средств глобальной компьютерной сети интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;
  • проведение семинаров, круглых столов и др.

При этом сохраняется общественный контроль. В его рамках проверки в случаях и порядке, установленных законодательными актами, могут осуществлять только профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры.

Указом № 376 также предусмотрено, что особенности осуществления контроля (надзора) Управлением делами Президента Республики Беларусь и подчиненными ему организациями будут дополнительно отдельно определены Президентом.

Найти свою организацию в плане проверок!

<< Вернуться на предыдущую страницу