Указом № 376 пересмотрены формы осуществления контролирующими (надзорными) органами государственного контроля (надзора).
Во-первых, предусмотрен уход от системы плановых проверок. Вместо них будут осуществляться выборочные проверки при условии их включения в план выборочных проверок, формирование которого возложено на Комитет госконтроля.
В отличие от плановых, необходимость проведения выборочных проверок будет определяться с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами контроля.
При назначении выборочной проверки будут также учитываться информация, представленная проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии), а также полученная в ходе осуществления профилактических и предупредительных мер или от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, от судов по находящимся в их производстве делам или от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица.
В связи с этим Указом № 376 изменена периодичность проведения таких проверок.
Так, в отличие от плановой, выборочная проверка одного и того же проверяемого субъекта как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) может быть проведена не чаще одного раза в 3 календарных года.
Также со вступлением в силу Указа № 376 будет отсутствовать возможность в рамках проведения плановой проверки организации осуществить плановую проверку обособленного подразделения по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки этого обособленного подразделения.
Одновременно Указом № 376 урегулирована ситуация, когда субъект, подлежащий проверке в соответствии с планом выборочных проверок, реорганизован до начала ее проведения.
В этом случае контролирующий (надзорный) орган, запланировавший проверку, либо иной контролирующий (надзорный) орган, входящий в состав (систему) соответствующего государственного органа, ответственного за формирование сводных планов проверок, не позднее месяца, следующего за месяцем начала проверки, указанным в плане, вправе назначить и провести выборочную проверку в отношении юридического лица – правопреемника без внесения изменений в план выборочных проверок (п. 13 Указа № 510 в редакции Указа № 376).
В свою очередь, плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и не имеющих фактов нарушений законодательства (независимо от отнесения их к группам риска), сейчас могут проводиться одним и тем же контролирующим (надзорным) органом и его структурным подразделением (территориальным органом, подчиненной организацией) не чаще одного раза в 5 календарных лет.
Во-вторых, упраздняется ведомственный контроль (Указ Президента Республики Беларусь от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» согласно п. 9 Указа № 376 признается утратившим силу).
С 1 января 2018 г. управление государственными органами, подчиненными (подотчетными) Президенту Республики Беларусь и Правительству, облисполкомами (Мингорисполкомом) деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему) организаций будет осуществляться посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных (входящих в состав (систему) организаций и выработкой предложений по ее повышению (п. 2 Указа № 376).
Таким образом, с 1 января 2018 г. государственный контроль (надзор) будет осуществляться только в формах:
- выборочных проверок;
- внеплановых проверок;
- мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;
- мер профилактического и предупредительного характера,
к которым согласно части пятой п. 3 Указа № 510 относятся:
- проведение мониторинга, направление рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;
- проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
- информирование субъектов (включая использование средств глобальной компьютерной сети интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;
- проведение семинаров, круглых столов и др.
При этом сохраняется общественный контроль. В его рамках проверки в случаях и порядке, установленных законодательными актами, могут осуществлять только профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры.
Указом № 376 также предусмотрено, что особенности осуществления контроля (надзора) Управлением делами Президента Республики Беларусь и подчиненными ему организациями будут дополнительно отдельно определены Президентом.