Указом № 376 уточнено, что к мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера в т.ч. относятся действия контролирующих (надзорных) органов по оценке соблюдения юридическими и физическими лицами требований актов законодательства, в т.ч. обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, по обеспечению исправного состояния и правил эксплуатации машин и механизмов при осуществлении строительной деятельности (строительства), проектировании и проведении строительно-монтажных работ.
Таким образом, с учетом внесенных в Указ № 510 изменений к мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера относятся действия контролирующих (надзорных) органов по оценке соблюдения юридическими и физическими лицами требований актов законодательства, в т.ч. обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, по обеспечению исправного состояния и правил эксплуатации машин и механизмов при осуществлении строительной деятельности (строительства), проектировании и проведении строительно-монтажных работ, транспортных средств, оборудования, используемых в технологическом процессе, сохранности находящегося на ответственном хранении, в собственности или хозяйственном ведении имущества, использования природных ресурсов, соблюдения правил утилизации отходов, образующихся в процессе деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, установленного порядка хранения оружия и боеприпасов, особых правил привлечения и использования наемных работников, обеспечения безопасности дорожного движения, проведения расследования несчастных случаев на производстве, а также при подозрении на профессиональное заболевание и в других аналогичных случаях.
При этом Указом № 376 отдельно подчеркнуто, что мероприятия технического (технологического, поверочного) характера имеют предупредительно-профилактическую направленность (п. 6 Указа № 510 в редакции Указа № 376).
С учетом данного подхода Указом № 376 определен механизм действий контролирующих (надзорных) органов после проведения ими указанных мероприятий.
Так, по результатам проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера контролирующие (надзорные) органы в пределах своей компетенции в случае выявления:
- на территории и (или) объектах субъекта нарушений выносят требование (предписание) об их устранении в установленный срок;
- нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде:
- вручают (направляют) предложение о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) такого предложения;
- выносят требование (предписание) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений, послуживших основанием для вынесения такого требования (предписания).
Об устранении нарушений, послуживших основанием для вынесения требования (предписания), субъект в пределах срока, установленного в требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, вынесшему это требование (предписание), с приложением подтверждающих документов, а также предоставляет этому контролирующему (надзорному) органу возможность удостовериться на месте в устранении нарушений.
В случае выполнения в установленный срок субъектом требований (предписаний) об устранении нарушений, приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств меры ответственности за данные нарушения в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяются.
При неустранении выявленных нарушений, выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также при выявлении нарушений, устранение которых невозможно, меры ответственности применяются в порядке, установленном законодательством.
О принятом на основании предложения о приостановлении деятельности решении субъект информирует контролирующий (надзорный) орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого предложения.
В случае принятия субъектом решения о нецелесообразности приостановления деятельности контролирующий (надзорный) орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении такого приостановления (согласно п. 8 Указа № 376 контролирующие (надзорные) органы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с таким заявлением).
При этом определено, что приостановление (запрет) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств может применяться контролирующим (надзорным) органом только в случае если такие полномочия контролирующего (надзорного) органа прямо установлены Указом № 510 или иными законодательными актами.